Неверный подход к выбору бизнес-брокера может повлиять по потерю Вашего времени и денег.
Ниже наши рекомендации в отношении основных аспектов, которые требуется учитывать при выборе специалиста по продаже готового бизнеса.
1. Кратко сделать обзор рынка предоставляемых услуг по продаже готового бизнеса.
На этом этапе у Вас сложится понимание многих деталей, в частности, кто представлен на рынке, опыт компании и реализованные проекты, команда и иное.
Условно, на рынке присутствуют три вида посредников при продаже готового бизнеса:
- компании, которые продают рекламу на своих площадках. В данном варианте сотрудничества с Продавца готового бизнеса берут авансовую оплату за размещение рекламы и на этом работа, как правило, заканчивается. Как показывает практика, результат от такого сотрудничества очень низкий. При этом и сам собственник также может разместить объявление о продаже бизнеса на 1-3 тематических площадках, например, на realt.by, kufar.by, onliner.by. И поверьте, результат будет даже лучше.
- агентства недвижимости, которые за основу продают коммерческую недвижимость.
- бизнес-брокеры, которые занимаются куплей/продажей готового бизнеса. Именно данная категория специалистов является основным игроком на рынке.
2. Поставьте задачу, получите первичную консультацию и предварительное коммерческое предложение.
В данной ситуации Вы можете сделать запрос нескольким компаниям и на первоначальном этапе оценить уровень профессиональной компетенции специалиста и определить, насколько Вам с ним комфортно вести диалог и работать.
Как только первичная консультация проведена, Вам должны выслать коммерческое предложение по сотрудничеству, которое должно включать стоимость услуг, проект договора.
3. Изучите информацию о компании, а также о конечном специалисте, который Вам будет оказывать услуги.
На текущий момент есть масса источников, из которых можно получить информацию о компании и специалисте, который Вам будет предоставлять услуги по покупке / продаже готового бизнеса.
В частности, сайт компании, гугл (с целью сбора информации о компании и специалисте), соцсети и т.д.
Ниже представлен перечень список вопросов, которые Вам следует задать бизнес-брокеру:
- как долго брокер работает на рынке?
- есть ли опыт в продаже аналогичных объектов бизнеса?
- оцените портфель объектов готового бизнеса, которые продаются в компании.
- на каких условиях работает брокер: есть ли какие-то предоплаты или только комиссия по факту продажи, является ли договор на продажу бизнеса эксклюзивным7
Наша компания берет оплату в размере 5 % от продажи бизнеса по факту закрытия сделки и при условии, что это мы нашли Покупателя. Договор с Продавцом мы заключаем неэксклюзивный и ни в чем не ограничиваем Продавца.
- какая команда компании: брокеры, маркетологи, юристы, бухгалтерия?
- есть ли лицензия на оказание юридических услуг?
- какой механизм продажи бизнеса? Помните, что один из самых ценных активов профильных компаний по продаже бизнеса – это актуальная база Покупателей.
Например, в нашей компании 10 % объектов не доходят до маркетинга, поскольку данные объекты мы продаем уже имеющимся в нашей организации Покупателям.